Санкт-Петербургском университете состоялись торжественные церемонии возложения цветов к памятным доскам, установленным в зданиях Петергофского учебно- научного комплекса в честь универсантов, погибших в годы Великой Отечественной войны, и к монументу «Универсантам 1941–1945».

В Студгородке СПбГУ 21 студенческое общежитие (в том числе 13 в Петергофе), в них проживает около 12 тысяч обучающихся. Наш Студенческий городок — самый большой среди вузовских городков Санкт-Петербурга (даже межвузовский студенческий городок на Новоизмайловском проспекте гораздо меньше). Осенью 2011 года, когда ректор СПбГУ Н. М. Кропачев назначил Дмитрия Михайлова исполняющим обязанности директора Студгородка, тому было 24 года. Дмитрий тогда учился в магистратуре СПбГУ и был председателем студсовета физического факультета.

Во время приема граждан в сентябре 2011 года ректор обсудил организацию работы в петергофском кампусе Студгородка СПбГУ: при полном бездействии тогдашней администрации Студгородка председатели студсоветов физфака и ПМ-ПУ организовали процесс поселения иногородних первокурсников, многие из которых приезжали в Петергоф вместе с родителями. Студенты-волонтеры, члены студсоветов гасили вспыхивающие конфликты, помогали поселять студентов, общались с родителями новичков. Дмитрий Михайлов и Антон Ягельницкий рассказали о вопросах, которые они решали во время поселения первокурсников, о возникающих проблемах, о том, как они хотели бы изменить ситуацию.

 

Масштаб бедствия

Как и в прошлом веке, летом–осенью 2011 года поселение первокурсника в общежитие затягивалось порой на целые сутки! Очередь студентов и их родителей тянулась от КПП до зданий сотни метров. Отдел поселения не справлялся с потоком желающих занять свои места. Правда, всегда были и те, чьи проблемы решали, минуя очередь. Сегодня это трудно представить и трудно объяснить: Почему это продолжалось так долго? На что уходила масса времени? И кому это было выгодно?

Как известно, дефицит — двигатель торговли! Дефицит хороших мест в общежитиях, очереди на поселение, отсутствие правил переселения, приема гостей, смены белья, получения мебели или настольных ламп и т. п. несколько десятилетий были в Студенческом городке «эффективными» двигателями торговли! Видимо, именно поэтому предшественники Д. В. Михайлова на посту директора Студгородка (В. И. Полонский, А. С. Еркулов, М. О. Мухудадаев, А. Н. Северинов) наводить порядок в жизни Студгородка, судя по всему, даже и не пытались. Их, видимо, устраивало, что в Студгородке долгие годы даже не велось никакого учета жилого фонда (см. Справка о состоянии дел в общежитиях). Весь «учет» сводился к записям комендантов общежитий в разграфленных тетрадках в клеточку (туда вписывались фамилии проживающих, зачеркивались, вписывались новые...). И если тогдашнему директору Студгородка требовалось узнать, например, наличие свободных мест, он звонил комендантам общежитий и спрашивал. Фактически свободными местами тогда «владели» и распоряжались коменданты, поэтому именно с ними студенты, родители студентов и все желающие решали вопросы поселения и переселения в лучшие комнаты. Но порой даже коменданты не до конца знали, как используются помещения. В отделе поселения Студгородка компьютерная программа была, но она могла только печатать квитанции об оплате за проживание.

«Мы начали с полной инвентаризации. По поручению ректора была создана специальная комиссия. Вместе с представителями Студсовета СПбГУ, профкома сотрудников, профкома студентов ходили и осматривали все здания, — вспоминает директор Студгородка Д. В. Михайлов. — Выясняли и записывали, сколько комнат занято, сколько пустует, в каком они состоянии, как используются нежилые помещения. Несколько месяцев длилась первая масштабная инвентаризация: с ноября 2011 по март 2012 года. Эти данные стали основой для принятия дальнейших решений об использовании помещений».

Во время этих обходов выяснились важные подробности. Конечно, многое было известно и раньше, о чем-то догадывались. Но теперь «масштаб бедствия» был обозначен в деталях. Например, было установлено общее число мест, занятых в общежитиях Университета посторонними лицами и сотрудниками СПбГУ, на начало 2012 года их было 1 272. В разное время при разных обстоятельствах в студенческие общежития поселялись работники сторонних организаций: пожарной части, МЧС, полиции, прокуратуры, а вместе с ними и просто все желающие, которые как-то с кем-то тайно решали проблемы оплаты своего незаконного пребывания в студенческом общежитии. При этом оказалось, что по документам числится гораздо больше проживающих, чем проживало в общежитиях на самом деле (для увеличения количества свободных мест, которые потом незаконно отдавались вовсе не студентам, вписывались дальние родственники сотрудников общежитий, которые даже не появлялись в Студгородке ни разу).

В зданиях общежитий незаконно работали гостиницы. Каждая из этих гостиниц: большая (более 400 мест) и несколько малых гостиниц (от 80 до 180 мест) фактически принадлежали руководителям структурных подразделений. Кроме того, на площадях, предназначенных для проживания студентов, были открыты магазины, сауны, мастерские... Несколько десятилетий вопросы использования помещений студенческих общежитий решали вовсе не публичные открытые правила, а близость к власти и дружеские отношения (а кто-то скажет: партнерские или деловые отношения). В результате некоторые жилые помещения занимали бухгалтерия филологов, учебные классы, филологические кафедры, лингафонные кабинеты. Другие использовались под кабинеты работников, комнаты досуга, бельевые, кладовки. Для их работы были сделаны незаконные перепланировки жилых помещений: снесены стены, убраны санузлы и кухни.

Нежилые помещения общежитий, так называемые «бытовки», были незаконно (но с согласия администрации Студгородка) заняты посторонними нанимателями, не являющимися обучающимися, и использовались для хранения личных вещей и других целей. Например, в некоторых бытовках были устроены мастерские, кухни, овощехранилища. Ключи от этих помещений, скорее всего, получали те из нанимателей, которые были «ближе» всего к руководству Студгородка и комендантам конкретных зданий. Правил получения в личное пользование бытовок никогда не существовало, как не было и никаких документов, подтверждающих право на их использование.

Были даже обнаружены три квартиры, которые состояли из двухкомнатного жилого блока, самовольно присоединенных к нему двух бытовок, светового холла и части коридора общежития, т. е. без документального оформления были выполнены перепланировки, часть помещений общежития отгорожена кирпичной стеной с металлической дверью.

В ходе инвентаризации выявилась и проблема «мертвых душ». Было много студентов, которые прописывались в общежития, но не проживали там. Анализировались результаты данных СКУД (системы контроля управления доступом) и информация начальников участков, полученная во время обходов жилых помещений. Обучающийся считался фактически не проживающим, если в течение месяца он появлялся в Студгородке (проходил через электронный турникет) менее 10 раз. Были разработаны методы выселения таких нанимателей. Теперь ежегодно за счет такой работы мы освобождаем для поселения действительно нуждающихся студентов от 130 до 700 мест.

«Параллельно мы вводили электронный учет помещений. Начальникам участков общежитий (которые прежде назывались комендантами) временно поставили отремонтированные старые компьютеры из компьютерного центра. Одновременно мы заказали новые современные компьютеры и оргтехнику, — рассказывает Д. В. Михайлов. — Все прежние записи в тетрадочках были оцифрованы, переведены в электронные «шахматки» (некоторым для этого пришлось обучаться работе на компьютере «с нуля»). Эти данные постоянно уточняли, дополняли. А главное, стала вырисовываться общая картина, которая позволяла планировать деятельность Студгородка на ближайшее время и на годы вперед».

Кроме того, был запущен проект по разработке специального программного блока на базе 1С. Задачей данной программы стало создание такой системы учета состояния и использования жилого фонда общежитий, при которой в любой момент времени уполномоченное лицо может удаленно (используя Интернет) получить доступ к информации о занятых и вакантных местах, а также сводную таблицу использования жилого фонда. Программа была запущена уже в августе 2012 года. Названа она была 1С «Студгородок: Управление номерным фондом». В программе были созданы автоматизированные рабочие места сотрудников общежитий, расширены функции отчетов, налажен учет данных о техническом состоянии помещений, наличии мебели и другого инвентаря, организована возможность оформлять все необходимые для поселения и проживания документы, начислять плату за проживание и другие услуги, оказываемые в общежитиях. Ранее существовавшие бумажные «шахматки» общежитий теперь окончательно ушли в прошлое, теперь эти «шахматки» электронные, обновляются в режиме реального времени и доступны всем уполномоченным лицам. Блоки программы постоянно дорабатываются с учетом возникающих в процессе работы потребностей.

 

Проблема поселения...

Число иногородних студентов Университета росло с каждым годом, а предыдущее университетское руководство к 2008 году передало два общежития СПбГУ сторонним организациям: общежитие на улице Беринга и в Зоологическом переулке общей вместимостью более 1 000 мест (это здание расположено прямо напротив Эрмитажа). В августе–сентябре 2011 года система поселения испытала коллапс: первокурсников не могли поселить сутками. Родители студентов буквально дрались за место в очереди на поселение. Не был подготовлен жилой фонд, поэтому не знали, куда поселять новичков, где имеются свободные места и сколько их в каждом общежитии. Службы Студгородка (отдел поселения, начальники участков, служба охраны) работали вразнобой, каждая по отдельности, никакой координации не было. Только председатели студсоветов двух факультетов, физического и ПМ-ПУ, смогли провести поселение "своих" студентов быстро.

«Мы заранее получили в УРМ списки поселяющихся, а у комендантов — свободные места. И еще в 20-х числах августа спланировали, кого и куда будем селить, в какое общежитие, в какие комнаты», — вспоминает Д. В. Михайлов.

Иногородние студенты приезжали в Петергоф целыми автобусами и бежали на КПП. Там на каждого из них сотрудники заполняли карточки, чтобы выписать пропуск. А в отделе поселения была неверная (устаревшая) информация о наличии свободных мест в общежитиях (из-за отсутствия компьютерного учета). Сотрудники отдела обзванивали комендантов, а первокурсники в это время ждали, когда найдут для них места. Схема поселения была нерациональной, многоэтапной и трудозатратной: КПП — отдел поселения — общежития (коменданты и завхозы).

«Отдел поселения в этой цепочке лишний! Договоры найма нужно отдать сразу в общежития, а перед этим заранее распределить студентов, — предложил Д. В. Михайлов и реализовал эту схему уже на следующий год. — В августе 2012-го списки поселявшихся были размещены на сайте Студгородка портала СПбГУ. Каждый студент мог заранее — до поселения — узнать, куда ему ехать».

Процесс поселения был максимально автоматизирован. Многие операции производились заранее. При поступлении абитуриенты в своем заявлении стали указывать, нуждаются ли они в общежитии. А сотрудники Управления по работе с молодежью по критериям, разработанным с участием Студсовета, распределяли студентов по общежитиям. Эти списки, утвержденные приказом проректора по учебной работе, размещались на сайте Университета (так делается и сегодня — см. Список обучающихся для поселения в общежития СПбГУ с 25 августа 2016 года) и вывешивались на стендах перед каждым общежитием. Студенты заранее распределялись по комнатам. Списки первокурсников выгружались из ИС «Абитуриент» в ИС 1С «Студгородок: Управление номерным фондом» и в базу данных СКУД (не нужно было, как прежде, на КПП и в отделе поселения записывать данные каждого студента). А списки остальных обучающихся брались из ИС «Студент».

Студенты приезжали по-прежнему автобусами. Но выдача пропуска на КПП занимала теперь 20 секунд (просто найти данные студента в базе СКУД и нанести на бланк электронного пропуска), и никакой очереди. Студенты шли в общежития (каждый — в свое). Начальник участка находил его данные в информационной базе, печатал договор найма, документы на выдачу материальных ценностей, выдавал ключи. Здесь очереди были, но совсем небольшие. К процессу поселения привлекались студенты старших курсов, члены студсоветов, которые в это время знакомили новичков с правилами проживания в общежитиях (под роспись). А директор Студгородка теперь мог, находясь на рабочем месте, через программу наблюдать за ходом поселения в режиме реального времени. Вся статистика о количестве поселенных студентов по каждому общежитию выводилась на монитор компьютера. Начиная с 2012 года, количество жалоб от поселяющихся с каждым годом уменьшается. Например, в этом году таких жалоб было всего 12, и по каждой жалобе было отдельное разбирательство для поиска оптимального решения вопроса.

Процедура поселения постоянно совершенствуется. В 2015 году был предпринят ряд новых мер, которые дополнительно упростили многие процессы. Во-первых, распределение первокурсников по комнатам теперь доверено компьютеру. Разработана программа, которая автоматически распределяет первокурсников по жилым комнатам и блокам, исходя из количества баллов, полученных при поступлении, а также в зависимости от принадлежности поселяющихся к категориям льготников, победителей олимпиад и т. д. Ранее, когда это делалось вручную сотрудниками Управления по работе с молодежью и Студгородка СПбГУ, неизбежно могли возникнуть ошибки. Кроме того, перепроверка требовала больших трудозатрат и времени. Теперь «человеческий фактор» при распределении исключен.

Во-вторых, была внедрена техническая возможность подписания договоров найма со стороны СПбГУ электронной подписью, что позволило существенно сократить время их подписания. Ранее договоры подписывались традиционным способом — вручную, обычной шариковой ручкой. На подписание одного договора отводилось семь рабочих дней. Но из-за большого числа поселяющихся на это могло уйти до двух недель. Это затягивало процесс регистрации обучающихся по месту пребывания, создавало определенные неудобства для поселяющихся при решении проблем с военкоматами, а также проблем с медицинским обслуживанием. Благодаря электронной подписи на подписание договора найма с 2015 года требуется всего лишь пять секунд.

 

...и переселения

«Основных причин для жалоб всего две: состояние жилых помещений и отношения с соседями, — отметил Д. В. Михайлов. — При этом у всех разный уровень требований: бывало, что кто-то из студентов придирался к состоянию только что отремонтированных блоков. В течение года происходило до 3 тысяч переселений».

Но, в отличие от прежней «системы договоренностей», когда проживающие как-то договаривались с комендантами (напоминаем: дефицит — двигатель торговли), сегодня в Студгородке создан единый порядок переселения, открытый и понятный для всех. На сайте Студгородка после 1 октября каждого года студенты, желающие переселиться, находят другое свободное место, которое их больше привлекает, и пишут заявления. Их рассматривают начальник отдела поселения и директор Студгородка и, как правило, удовлетворяют. При принятии решения о переселении учитывается «кредитная история» (как этот студент содержал предыдущую комнату, регулярно ли платил за общежитие, нет ли задолженности, не наносил ли ущерб имуществу своими действиями и т. п.). Отказывают тем, кто имел дисциплинарные взыскания за нарушения режима и правил проживания.

В договоре найма, который студенты заключают при поселении, указано, что Университет предоставляет обучающемуся жилое помещение на весь срок обучения в Университете, а студент при выселении из общежития обязан вернуть помещение в том же состоянии. Текущий ремонт комнат возлагается на студентов. И если им не нравятся какие-то мелочи (обои отклеились, краска облупилась, штукатурка осыпалась…), они могут самостоятельно устранить эти неисправности. К некоторым приезжают родители и помогают провести небольшой косметический ремонт в комнате или в блоке.

 

Нормативно-правовая база

«До 2011 года не существовало единых, всем понятных правил проживания в общежитиях, многие вопросы, связанные с проживанием, решались на уровне личных договоренностей проживающих с руководством Студгородка, с комендантами и другими сотрудниками. Все это неизбежно могло приводить к разного рода злоупотреблениям. Достаточно серьезной нашей задачей стала разработка этих правил. Начинали мы буквально с нуля, приходилось описывать каждую мелочь», — отметил Д. В. Михайлов.

Так появились алгоритмы переселений, порядок допуска и временного поселения гостей нанимателей, порядок пропуска на территорию Студгородка автомобилей проживающих, различные стандарты, инструкции и много другое. Все эти регламенты обсуждались с представителями студсоветов. На основе проведенной работы в 2013 году стало возможным издание единого документа — «Правил проживания, поселения, переселения и выселения в общежитиях СПбГУ». Разработаны регламенты фиксации нарушений установленных правил и применения к нарушителям дисциплинарных взысканий. Приказы о дисциплинарных взысканиях размещаются на сайте.

Кроме того, утвержденные в прежние годы тарифы на услуги проживания и другие услуги, оказываемые в общежитиях, частично утратили актуальность и не описывали в полной мере все существующие особенности. Например, тарифы на услуги проживания разных категорий граждан были установлены неоднозначно и допускали двоякое толкование. Во взаимодействии с экономистами отдела экономического анализа и прогнозирования тарифы удалось привести в порядок. В результате проделанной совместной работы были установлены новые тарифы на услуги проживания обучающихся. Произведен расчет всех составляющих тарифа в соответствии со спецификой общежитий СПбГУ, университетские тарифы теперь индексируются в соответствии с городскими тарифами. Утверждены тарифы на услуги проживания лиц, прибывающих в СПбГУ на включенное обучение в порядке обмена; тарифы на услуги проживания лиц, не относящихся к категории обучающихся по основным образовательным программам (членов семей обучающихся; отчисленных обучающихся; гостей, приглашенных проживающими в общежитиях; командированных; обучающихся других вузов, проходящих практику в СПбГУ; абитуриентов и сопровождающих их лиц; обучающихся по дополнительным образовательным программам).

В связи с вводом новых дополнительных услуг и необходимостью индексации уже существующих пересчитаны и утверждены тарифы на дополнительные услуги (бытовые, спортивно-оздоровительные).

 

Обязанности работников

В ходе изучения работы Студгородка в 2011–2012 гг. выяснилось, что в каждом общежитии был свой штат работников (администраторы, горничные, материально ответственные лица по этажу и др.). При этом было непонятно, кто за что отвечает. Обязанности и ответственность, например, коменданта и завхоза в разных общежитиях были разные.

«Уже в 2012 году мы ввели единый штат общежитий и единые должностные обязанности работников. В каждом общежитии был 1 начальник участка и 1 завхоз. Начальник участка отвечал за состояние здания, уборку помещений, за поселение студентов, оформление договоров найма и их исполнение. Завхоз отвечал за выдачу материальных ценностей проживающим (мебель, постельное белье, холодильники, плиты, настольные лампы и пр.) и за контроль их использования», — перечисляет директор.

Так оптимизировали кадровый ресурс Студгородка. Лишних работников вынуждены были уволить либо предложили им другую работу. Благодаря введению компьютерного учета и автоматизации некоторых процессов штатная численность отдела поселения сократилась. Оставили круглосуточно работающих администраторов только в общежитиях № 13 (в Петергофе) и № 19 (на Васильевском острове), где сохранили дежурные места для экстренного поселения гостей (например, в ночное время). Была проведена работа по объединению некоторых участков по обслуживанию общежитий. Так, в маленьких общежитиях (№ 20–23) теперь всего 2 начальника участка на 4 общежития. То же самое в общежитиях на ул. Халтурина (№ 7–8) и на ул. Шевченко (№ 4–5). В целом соблюдается принцип: один начальник участка на 1 000 проживающих. В результате такой оптимизации штатная численность административного персонала уменьшилась примерно на 40 %. Таким образом, эффективность работы возросла почти в два раза!

Многие вопросы по обслуживанию помещений и территории отдали на аутсорсинг клининговым компаниям (например, уборку помещений, уход за газонами) — их работу проще контролировать, нежели администрировать многочисленный штат работников Университета. Также снизились затраты на зарплаты работников (их стало меньше на 95 штатных единиц), на закупку расходных материалов, моющих средств и пр.

 

Освобождение жилых мест и ремонты

В 2012 году в Студгородке началась работа по освобождению жилых мест для поселения обучающихся. Был разработан и почти полностью реализован план перевода рабочих мест из жилых блоков. Сейчас подавляющее большинство из них находится на первых этажах зданий общежитий в нежилых помещениях. В результате освободилось для поселения студентов 50 мест. В жилые помещения были переоборудованы так называемые «люксы» в общежитиях № 3, № 4, № 13 и № 19, которые использовались, как говорили студентам коменданты общежитий, «для поселения гостей Университета» (очень часто эти «гости Университета» на гостей Университета совсем не походили). В результате было получено дополнительно 190 мест (121 из них находится на Васильевском острове). Еще 45 дополнительных жилых мест дало переоборудование «учебных классов» на 2 этаже в общежитии № 13.

Все гостиницы, магазины, сауны, мастерские были закрыты. Хозяйственные и другие службы Университета были переведены из общежитий в другие здания СПбГУ. В освобожденных помещениях проводились ремонты и обратные перепланировки.

«На первом этапе путем убеждения нанимателей, не являющихся обучающимися, проводилось их «уплотнение» и переселение в другие жилые помещения (в соответствии с количеством проживающих). В результате к 1 сентября 2012 года было освобождено 56 мест, — отметил Д. В. Михайлов. — При этом оказалось, что часть таких нанимателей либо имели в собственности квартиры в Санкт-Петербурге, либо получали в Университете зарплату, которая позволяла решить жилищный вопрос».

И все эти годы Университет неуклонно проводит работу по выселению незаконно проживающих нанимателей, не являющихся обучающимися, в том числе в судебном порядке. За 5 лет, с 2011 по 2016 год, удалось освободить порядка 950 мест. На сегодняшний день в общежитиях незаконно проживают 56 работников (занимают 201 место), посторонних граждан — 32 (занимают 123 места). Из числа посторонних — 25 (104 места) проживают по ранее выданным ордерам. С работниками СПбГУ, проживающими в общежитиях, ведется разъяснительная работа о том, что их проживание в студенческих общежитиях не позволяет создать нормальные условия для проживания студентов. Сейчас их только 66. Университет в индивидуальном порядке помогает каждому решить жилищный вопрос (см. Помощь сотрудникам СПбГУ, проживающим в общежитиях — Материалы ректорского совещания от 12.09.2016, п. 6).

Руководство Университета делает все возможное для увеличения количества жилых мест в общежитиях. В 2011 году жилой фонд составлял 10 180 мест, в 2015 — 11 629 мест, а в 2016 году в общежитиях СПбГУ насчитывается 12 148 жилых мест. С каждым годом в СПбГУ поступает все больше иногородних обучающихся (в 2016 году — уже 70 % поступивших на первый курс бакалавриата и специалитета), растет и количество студентов, желающих поселиться в общежитиях Университета. В 2011/2012 учебном году их было 8 890,а в 2015/2016 — уже 10 227 студентов попросили предоставить им место в общежитии.

«По итогам массовой инвентаризации 2011–2012 гг. впервые появилась возможность планировать ремонт отдельных помещений и целых зданий. Тогда впервые был разработан полноценный план ремонтных работ в общежитиях на 5 лет, — подчеркнул Д. В. Михайлов. — Этот план последовательно реализуется и ежегодно корректируется. Ремонт проводился, как силами привлеченных по результатам конкурсных процедур подрядчиков, так и силами ремонтных бригад Университета».

В 2014 году отремонтировали два общежития: в Петергофе на ул. Халтурина, 15, корп.  1 (общежитие № 8) — на 400 жилых мест и общежитие № 6 в Невском районе Санкт-Петербурга (на пр. Солидарности, 27) — на 458 жилых мест. В этом году запущено после капитального ремонта здание общежития № 12 в г. Петергофе на 1 000 мест. Здания были отремонтированы в соответствии с современными требованиями с применением современных технологий. Особое внимание уделено энергосберегающим технологиям, оборудованию систем обеспечения безопасности и созданию условий для комфортного проживания людей с ограниченными возможностями. Все вновь отремонтированные общежития оснащены системами видеонаблюдения и системами контроля и управления доступом. Видеокамеры установлены в местах общего пользования (общие коридоры, кухни) и по внешнему периметру здания. Помещения общежитий № 6 и № 8 оборудованы светодиодным освещением, в общежитии № 8 в местах общего пользования установлены сенсорные индукционные смесители, позволяющие более экономично расходовать воду. Для людей с ограниченными возможностями на входных группах установлены пандусы и специальные подъемники. Места для проживания людей данной категории оборудованы специально приспособленной сантехникой.

Кроме того, был проведен ремонт аварийных жилых блоков в общежитиях № 3, № 5, № 14, № 15 и № 19. За счет этого было введено больше 1 000 мест. Каждый год проводится капитальный и косметический ремонт жилых блоков, душевых и санузлов силами ремонтных бригад СПбГУ. Таким образом, удается ежегодно отремонтировать порядка 200 мест. Так, в 2016 году собственными силами было подготовлено для проживания дополнительно 206 мест. Всего с 2012 года было отремонтировано более 3 000 мест.

 

Учет материальных ценностей

Еще пять лет назад обучающиеся, вносящие одинаковую плату за проживание, получали разный набор услуг и сервисов: комнаты в общежитиях были по-разному оснащены. Не хватало не только тумбочек, столов и стульев (общежития на 30 % были недоукомплектованы), но и кроватей. При этом вопрос, кому в каком помещении жить, решался комендантом здания или руководством Студгородка.

«Многие спали на кроватях с железными панцирными сетками, продавленными до пола, — вспоминает Д. В. Михайлов. — В результате инвентаризации помещений выяснилось, что почти 50 % имеющегося мебельного фонда устарело и уже непригодно для эксплуатации».

Отсутствовал учет материальных ценностей, не было единых стандартов оснащения комнат. Не было понятно, какое количество мебели в каком помещении установлено, в каком состоянии эта мебель. Когда возникал вопрос о том, какое количество тумбочек или кроватей необходимо купить, приходилось собирать сведения от начальников участков, которые, зачастую сами не могли однозначно ответить на этот вопрос. В итоге на планирование закупок уходило до двух месяцев.

Для решения этих проблем была организована разработка блока программы 1С по материальному учету с созданием автоматизированного рабочего места завхоза общежития. Программа позволяет вести учет всех материальных ценностей общежития, а именно: какие материальные ценности выданы проживающему, в какой комнате какая единица находится, в каком состоянии материальные ценности. Кроме того, разработана система планирования замены мебели на любую дату в будущем (т. е. спланировано на год, на два и более вперед: сколько мебели с учетом срока службы необходимо менять в плановом порядке). Это позволяет заранее и на несколько лет спланировать расходы на закупки.

В течение 2012–2013 гг. все материальные ценности Студгородка внесены в общую базу данных. Вся развалившаяся мебель была списана и вывезена из Студгородка, что позволило использовать освободившиеся площади для переноса в них кладовых, бельевых, разместить в них кабинеты работников различных служб, создать помещения для хранения велосипедов и детских колясок. Были выработаны понятные проживающим стандарты оснащения комнат мебелью и мягким инвентарем — для разных типов общежитий. За эти годы было закуплено и установлено: 23 141 единица мебели, 1 830 матрацев, 76 098 единиц мягкого инвентаря, 4 275 единиц бытовой техники и иного инвентаря, 759 холодильников и 1 739 электроплит.

 

Развитие инфраструктуры

В 2008 году на территории Студгородка незаконно работал магазин в общежитии № 12, и еще была незаконная сауна в общежитии № 13. Спортивные площадки были оборудованы не по правилам (асфальтовое покрытие, нет оборудования, а ограждения разрушены). Тренажерный зал в общежитии № 13 находился в удручающем состоянии: многих тренажеров и инвентаря не было, а имеющееся оборудование многие годы никем не обслуживалось, что привело к его преждевременному износу.

«В настоящее время ситуация кардинально изменилась. В Студенческом городке СПбГУ теперь есть почти все, что нужно любому микрорайону», — убежден Д. В. Михайлов.

Изменения начались в 2011 году, когда рядом с общежитиями в Петергофе появились площадка для отдыха и две оборудованные детские площадки. В 2012 году в общежитии № 17 появилась прачечная, в 2013 году — магазин в общежитии № 16 и парикмахерская в общежитии № 22. В следующие годы были открыты: мастерская по ремонту обуви в общежитии № 22 и еще две прачечные — в общежитии № 14 в Петергофе и в общежитии № 6 на проспекте Солидарности (см. Жить в общежитиях СПбГУ становится комфортнее).

Тренажерный зал снова пользуется большой популярностью среди студентов. Заключен договор на обслуживание тренажеров со специализированной организацией, все оборудование отремонтировано и поддерживается в рабочем состоянии, закуплены и новые тренажеры. Все это увеличило посещаемость зала примерно в 5 раз. Также в Студгородке оборудованы три спортивные площадки со специализированным прорезиненным покрытием и спортивным оборудованием: для футбола, волейбола и баскетбола, площадка с уличными тренажерами, площадка с брусьями и столами для настольного тенниса, бильярдный зал. Для универсантов открыт пункт проката спортивного инвентаря, а также пункт проката бытовой техники. На территории Студгородка оборудованы не только уличные велопарковки, но и помещения для сезонного хранения велосипедов и детских колясок. В общежитиях организованы помещения для самостоятельных занятий — учебные комнаты.

Университет занимается благоустройством территории Студгородка. В 2011–2012 годах был убран крупногабаритный строительный мусор, который лежал с момента постройки зданий общежитий в Петергофе в 80-х годах, приведены в порядок газоны и зеленые насаждения. Для организации зоны отдыха в центральной части комплекса общежитий были закуплены и установлены антивандальные уличные скамейки. В 2013 году впервые на территории Студгородка в Петергофе разбита большая клумба, для создания которой использован дизайнерский проект проживающих в общежитиях обучающихся. Для работы по разбивке клумбы на местности были привлечены геодезисты ресурсного центра космических и геоинформационных технологий СПбГУ, которые с помощью современного оборудования осуществляли разметку. У каждого общежития впервые установлены вазоны с цветами. Также были повышены требования к уходу за территорией со стороны клининговых компаний: в техническое задание на услуги был включен регулярный уход за деревьями, клумбами и газонами.

 

Электронные сервисы

Предыдущим руководством Студгородка вопрос о создании электронных сервисов даже не ставился. Их внедрение тогда было невозможно из-за отсутствия строгого учета фонда общежитий СПбГУ.

В 2015 году в СПбГУ была внедрена Единая электронная карта — один из электронных сервисов, призванных упростить жизнь универсантам. Карта позволяет проходить во все здания Университета, оборудованные СКУД. Эта работа была начата именно в общежитиях. Некоторые здания общежитий не были ранее оборудованы турникетами, в некоторых существовали свои автономные СКУД и свои форматы пропусков, которые оформлялись тоже везде по-разному. В 2013–2014 гг. была осуществлена модернизация систем контроля и управления доступом (СКУД) общежитий и объединение их в единую систему, и проведена плановая замена бесконтактных карт (пропусков). Все карты теперь одного формата, правила их выдачи также едины. Теперь эта работа проводится в рамках всего Университета.

«В 2013 на портале СПбГУ был запущен новый сайт Студгородка. Когда мы инициировали разработку нового сайта, основной задачей, которую мы с коллегами для себя ставили, было создание на сайте системы электронных услуг, которые позволят максимально упростить алгоритмы решения многих вопросов, возникающих у студентов в процессе проживания в общежитиях», — рассказывает Д. В. Михайлов.

С тех пор появились следующие электронные сервисы: заказ квитанции на оплату проживания и автоматическая рассылка квитанций по корпоративной электронной почте, оформление заявки на ремонт техническим службам: сантехнику, плотнику, электрику, оплата проживания банковской картой через Интернет, электронная карта свободных мест, которая делает информацию о свободных местах открытой и позволяет, не обращаясь к сотрудникам Студгородка, выбрать себе место для переселения. Карта показывает не только свободные места, но и принадлежность их к мужским или женским комнатам, а также общее количество мест в комнатах.

 

О чем мечтает директор

— Раньше мне приходилось изучать опыт развития студенческих кампусов других вузов у нас в стране и за рубежом, чтобы применить его у нас. А сейчас уже мне звонят представители разных учебных заведений, просят поделиться опытом, спрашивают разрешения приехать и посмотреть, как у нас все устроено, — рассказывает Дмитрий. — К настоящему времени реализованы многие задумки, которые сделали наш Студгородок современным и комфортным, но мы на этом не останавливаемся, еще многое предстоит сделать.

Хочется завершить ремонты, чтобы содержать помещения общежитий в надлежащем состоянии, как было намечено по плану. Мы получили 1 000 мест в общежитии № 12, сданном в эксплуатацию в этом году. И в то же время в общежитиях «на Кораблях» требуют ремонта 1,5 тысячи мест. Пока не успеваем, — признался Д. В. Михайлов. — Но стремимся к тому, чтобы увеличить количество жилых мест в центральных районах города. Существующий объем финансирования, к сожалению, пока не позволяет решить все проблемы. Сейчас мы готовим техническую документацию на реконструкцию здания бывшей поликлиники на 8 линии Васильевского острова под общежитие.

Планируем ввести экономию энергоресурсов путем внедрения различных технических средств: датчиков движения, светодиодных ламп и др. Хочется и дальше развивать электронные сервисы для студентов, проживающих в общежитиях — они сделают жизнь комфортнее, упростив многие процедуры, и снизят человеческие трудозатраты. Давняя мечта — ввести кампусную карту. Она будет не просто служить пропуском на территорию и в здания, с ее помощью можно упростить систему взаиморасчетов (например, в кафе, в пунктах проката инвентаря). Со временем на такую карту можно будет внести и другие данные студента — она сможет заменить и студенческий билет, и читательский билет, и зачетную книжку. Также необходимо расширять набор дополнительных услуг, в которых нуждаются проживающие у нас студенты. В планах у нас и создание электронного учета технического состояния зданий и инженерных систем общежитий.

…О том, что пять лет назад он получил диплом магистра по физике, Дмитрий Михайлов тоже иногда вспоминает и планирует когда-нибудь в будущем продолжить начатые исследования в сфере оптики или квантовой электроники. Но гораздо ближе его планы по обучению в области экономики и менеджмента. Вот только где найти время для продолжения образования?

 

Вместо заключения

Первое отдельное студенческое общежитие Санкт-Петербургского университета (здание Александровской коллегии), где в разное время проживало от 100 до 400 человек, появилось осенью 1882 года в Филологическом переулке (см. По материалам Ю. А. Ендольцева).

Университетский студгородок в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга стал формироваться в 1970-е, когда там начали учиться физики, химики, математики и биологи. Первым директором Студгородка ЛГУ был В. П. Зеленский, переведенный на эту должность с должности начальника службы эксплуатации общежитий ЛГУ с 03.06.1980 года. К тому времени в Старом Петергофе было уже 13 общежитий (3 — на ул. Халтурина и 10 — на ул. Ботанической). В 1984–1988 гг. директором Студгородка был В. И. Полонский, который впоследствии стал заместителем проректора по административно-хозяйственной работе Л. В. Огнева и вместе с проректором в 2008 году был осужден по одному уголовному делу (см. Университетский авианосец потоплен, «Наша Версия на Неве», 29.12.2008).

В 1993 году Василеостровский и Петергофский студгородки были реорганизованы в самостоятельные структурные подразделения Университета. Директорами были назначены М. О. Мухудадаев (ВУНК) и Т. Д. Смирнова (ПУНК). В 2000–2007 гг. директором Петергофского студгородка был А. С. Еркулов, а директором Василеостровского студгородка — М. О. Мухудадаев. В июне 2007 года управление всеми общежитиями СПбГУ было сконцентрировано в одних руках. Директором единого Студгородка СПбГУ стал М. О. Мухудадаев. В настоящее время дирекция Студгородка реорганизована в Управление по эксплуатации общежитий.

 

Другие материалы раздела "Университет. Перезагрузка"

ПАМЯТКА
О действиях проживающих при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций в жилом помещении
и местах общего пользования в общежитии

  1. В случае возникновения любых неисправностей на инженерных сетях и оборудовании, находящихся в жилом помещении и местах общего пользования в общежитии наниматель обязан проинформировать об этом Университет путем подачи заявок в Отдел эксплуатации зданий следующими возможными способами:
    - заполнить электронную форму на сайте общежитий информационного портала СПбГУ (https://campus.spbu.ru/component/fabrik/form/7.html?Itemid=231).
    - сделать запись в журнале заявок на посту охраны общежития
    - позвонить в аварийно-диспетчерскую службу по телефонам:
    +7(812)4284747
    +7(812)4284828
    +7(905)2578000
  2. Заявки на устранение текущих неисправностей выполняются в течение 1- 3 дней в зависимости от их сложности.
  3. Для устранения аварийных ситуаций в любое время суток работает аварийная бригада. При возникновении аварийной ситуации необходимо незамедлительно сообщить об этом диспетчеру по вышеуказанным телефонам.
  4. При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо обратиться в МЧС по единому телефону 112
  5. Для обеспечения нормального функционирования инженерного оборудования и профилактики возникновения неисправностей наниматель обязан допускать представителей Университета в жилое помещение для осмотра по заранее установленному в общежитии графику, а для устранения аварийных ситуаций в любое время.
  6. При возникновении неисправностей по причине нанесения ущерба имуществу СПбГУ в результате действий самого нанимателя, наниматель обязан возместить ущерб Университету и затраты на устранение таких неисправностей.

Журнал заявок